Непрерывность Монтессори-образования
Образование - это всегда процесс, зачастую на всю жизнь. Сначала у нас есть учителя, родители, задающие вектор в развитии, готовые прийти на помощь. Позднее это самообразование, саморазвитие, некие самостоятельные усилия и стремления.
Монтессори-образование - не исключение. Это тоже процесс, который может продолжаться столь долго, сколько предоставляется тому возможность. Чем больше времени и сил человек уделяет Монтессори-образованию, тем более развитой личностью он будет.
Можно сказать, что Монтессори-образование начинается в момент рождения. Родителям предоставляется возможность помогать ребенку в первые месяцы его жизни, создать комфортную среду для роста и взросления, предоставлять новорожденному ребенку время и место для развития.
Низкая кровать, топпончино, бумажные мобили, сделанные своими руками, приходящие в движение от движения воздуха. В первые месяцы жизни это то, что нужно ребенку. Многоразовые подгузники, тяжелая мебель для введения прикорма, первые столовые приборы, соразмерные руке ребенка в дальнейшем помогают ребенку почувствовать себя более самостоятельным, несмотря на его малый возраст, помогают учиться чувствовать потребности собственного тела.
Помощь всей семье в первый год жизни ребенка может оказать нидо-класс. Нидо по итальянски значит гнездо. Это действительно уникальная, теплая, заботливая атмосфера, в которой присутствуют мама, ребенок и Монтессори-педагог. Благодаря занятиям в нидо-классе родители могут узнать о потребностях своего ребенка, этапах его развития, о возможностях домашней среды.
Далее наступает тоддлер возраст, и ребенок имеет возможность перейти в тоддлер-класс. Занятия в тоддлер-классе дают ребенку возможность почувствовать важность собственного выбора, узнать и научиться принимать правила класса. Это период разделения с мамой, приучения к горшку, навыков самостоятельного переодевания, появления речи. Много важных событий в жизни ребенка происходит в период от года до трех лет. И если помнить о возможностях и потребностях ребенка, учиться наблюдать за изменениями, то нам удастся сохранить и поддержать независимость, дальнейшую самостоятельность ребенка.
После тоддлер-класса ребенок может перейти в класс 3-6, casa di bambini. Это настоящий дом ребенка, который может стать его вторым домом, значимым местом для ребенка. Это период развития речи, появления письменной речи, интереса к математике, иностранным языкам, биологии и географии. Самое важное - для детей образование становится естественной частью жизни. Это не какое-то специальное место и время, это просто их ежедневная работа. Одновременно и первый опыт сотрудничества, понимания отношений с людьми разного возраста. Это важнейший опыт жизни ребенка, важнейшая и необходимая часть их образования. Так как именно в этот период жизни в ребенке поддерживается естественная любознательность, природное стремление узнать. Потребность знать и уметь не угасает, а наоборот, разгорается.
Этот позитивный опыт пригодится детям в школе. В таком случае школа станет для ребенка естественным продолжением его детства. Не будет насилия, не понадобится контроль за учебой.
Во всем мире обучение в Монтессори-школе очень престижно. Даже при наличии возможностей не всегда родители могут записать ребенка в школу. Необходимо успешно пройти этапы собеседования со всей семьей. В России Монтессори-школы для возраста 6-12 лет только начинают свою деятельность. И замечательно, что у детей, закончивших обучение в классе 3-6, есть возможность продолжить образование в школе 6-12.
Для государственной школы выпускники Монтессори-ступени 6-12 необходимы. Ведь такие дети не только умеют учиться и хотят получать знания, с ними можно говорить на одном языке, они умеют слушать и слышать. Но и самое важное - они умеют сотрудничать, умеют осуществлять проектную деятельность в школе, быть лидерами в группе и умеют выполнять правила группы, имеют опыт публичных выступлений. В современной школьной системе эти навыки крайне высоко ценятся.
Но и на этом школьное образование по Монтессори-методу не заканчивается. Есть еще одна школьная ступень - 12-18 лет. Образование людей такого возраста концентрируется на поиске ответов на вопросы, связанные с местом человека в мире. Кто я? Кем я хочу стать?
В дальнейшем образование зависит от собственной мотивации, желания собственного развития и прикладываемых усилий. В первую очередь, это самообразование и самосовершенствование. И далее у каждого человека свой собственный путь длиной в жизнь.