Все мы родом из детства.
Эта метафора наполнена глубоким смыслом — именно в раннем детстве человек начинает формироваться и развиваться как личность, как самостоятельное Я, открывая и находя себя в этом мире и — создавая его сам.
Пожалуй, как никто это понимала великий итальянский педагог Мария Монтессори, создавшая собственную методику раннего развития ребенка ещё в первой половине XX века.Именно она легла в основу современной программы Монтессори, которая используется сегодня в десятках и сотнях тысяч дошкольных образовательных учреждений по всему миру, в том числе и в России.
Каковы же принципы и ценностные ориентиры этой давно ставшей общепризнанной и усовершенствованной с годами авторской методики?
Главная ценность детской программы Монтессори — индивидуальность, которая раскрывается в ребенке путем его мотивации к саморазвитию и самовоспитанию, созданию всех необходимых условий для активного познания мира и формирования полноценной личности. Не случайно знаменитый девиз этой авторской методы гласит «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори-гид лишь направляет, задает ориентиры и наблюдает за процессом получения ребёнком знаний, навыков и умений, открывая перед ним весь необходимый объем возможностей. Не случайно в Монтессори-методе взрослого принято называть гидом.
Для детей создается особая среда и пространство, в которой каждый ребенок свободен в целеполагании, самостоятельном выборе решений и действий. Он сам для себя «учитель» и «воспитатель», естественным образом заинтересованный в той или иной творческой, интеллектуальной работе и освоении новых умений и навыков в бытовой среде.
Ребенку предоставляется свобода выбора действий — решения не навязываются ему извне. При необходимости Монтессори-гид объясняет то, что ребенку неизвестно или непонятно, ориентируя его в тех или иных ситуациях и условиях.
Вся система обучения Марии Монтессори логично и стройно выстраивается на двенадцати ключевых принципах, в которых отражен подход педагога к проблематике самовосприятия ребенка как личности — умения самооценки и оценки окружающего мира, воспитания уверенности в себе, самодостаточности и самостоятельности. И, безусловно, в ней отражен подход к окружающей среде, способной подавлять или, напротив, творчески развивать и мотивировать в малыше целеполагание, закрепление знаний на практике, волю к принятию самостоятельных решений и их отстаиванию.
Программа по системе Монтессори рассчитана на то, что дети в ходе занятий и общения с педагогом и между собой получают максимум знаний из практики, естественным образом раскрывая свой природный потенциал и адаптируясь к условиям современной жизни. Обучение и развитие каждого ребенка осуществляется в соответствии с требованиями международных стандартов AMI Монтессори, в которых учтены все аспекты всестороннего развития в интеллектуальной, социальной и психологической сфере с учетом возрастных особенностей.
Составляющие программы | Краткое описание |
Ребёнок. Его восприимчивость к обучению (сензитивность). | Акцент на тот или иной аспект с учетом возраста
Речевой этап (от 0 до 6 лет). Развитие сенсорики (от 0 до 5,5 лет). Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет). Развитие мелкой моторики (от 1,5 до 5,5 лет). Освоение различных действий (от 1 до 4 лет). Социализация (от 2,5 до 6 лет). |
Окружающая среда |
Создание специальной развивающей среды необходимо, чтобы малыш развивался правильно, с учетом своих физических, сензитивных и когнитивных возможностей. Предметы, материалы, игры, задачи бытового характера должны быть понятны и доступны ему исходя из возраста. |
Подготовленный взрослый |
Ребенок сам себе «учитель» поскольку естественном образом проходит этапы самообучения «от более простого к более сложному» в этой развивающей среде. Роль взрослого — наблюдать за малышом и объяснять, если он что-либо не в силах понять самостоятельно. |
Современная, применяемая сегодня в детских садах Монтессори программа сохраняет в себе все базовые принципы, заложенные в авторской методике этого великого педагога — концепцию свободного развития ребенка в подготовленной пространственно-предметной среде, социальную составляющую как необходимое условие адаптации к окружающему миру, ярко выраженную гуманистическую направленность.