Метод Марии Монтессори насчитывает уже более ста лет.
Врач, ученый, педагог Мария Монтессори стала первой итальянской женщиной, окончившей университет и получившей докторское звание. К созданию своей собственной системы ее сподвигло наблюдение и общение с детьми, имеющими особенности развития, — с ними она работала в больнице при Римском университете.
Педагогика Монтессори, также известная как система раннего развития Монтессори, — система воспитания, основными принципами которой являются: самостоятельность, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.
В процессе врачебной работы с пациентами Мария пришла к выводу, что для развития «особенных» детей необходима и особая развивающая среда.
М. Монтессори разрабатывает и совершенствует собственную методику обучения Монтессори, в основе которой — развитие моторики и сенсорного восприятия. Научить малыша чувствовать, познавать мир на основе приобретаемого индивидуального опыта, пробуждать в нем индивидуальный интерес к занятиям — задачи, которые становятся краеугольными в зарождающейся и обретающей научность и системность методике Монтессори на рубеже XIX — XX веков.
Как же реализуется метод Монтессори на практике? В основе практических занятий — самостоятельная работа детей с Монтессори-материалами, которая занимает большую часть времени обучения. Это Монтессори-материалы, которые находятся в свободном распоряжении ребенка. При этом каждый из материалов располагается в определенной зоне.
В соответствии с методикой раннего развития Монтессори ребенок сам и при поддержке Монтессори-гида определяет направление своего развития, время и длительность занятий в той или иной зоне Монтессори-класса, темп освоения материала. Подготовленный взрослый создает среду для ребенка, наблюдает за его потребностями и направляет в выбранном ребенком решении, стимулируя интерес малыша в получении тех или иных знаний и навыков. Принцип «Помоги мне это сделать самому» играет здесь ключевое значение.
Развитие ребенка по Монтессори
С раннего детства учится быть самостоятельным. | Учится нести ответственность за свои поступки. |
Сам организует свою деятельность. | Учится самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки. |
Учится быть адаптивным к любой среде, учится принимать социальные правила. | Воспитывается в разновозрастном коллективе, перенимая опыт и делясь им. |
Сам стремится к обучению, т. к. учится тому, что ему интересно. | Учится задавать вопросы, сам ищет ответы и решение задачи. |
Медик и педагог, она продолжает работать с детьми в институте экспериментальной психологии при университете и далее - в созданной ею Ортофренической школе. Результаты работы оказываются беспрецедентны: благодаря программе Монтессори дети с отставанием в развитии начинают осваивать навыки чтения, письма и счёта быстрее своих сверстников без особенностей развития! Метод Монтессори успешно демонстрирует свою эффективность, и она решает использовать ее и в отношении обычных детей. Так, в 1907 году в Риме открывается ее знаменитый «Дом ребенка», где по предложенной Монтессори методике раннего развития обучение проходят обычные дети. Позднее, получившая популярность система найдет широкое применение в большом количестве стран на всех континентах.
Важнейший принцип, исповедуемый данной школой — направление саморазвития каждого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия — подготовленную среду, в которой ребенку предоставляется право самостоятельно искать ответы на вопросы, максимально раскрывая свой потенциал с помощью подготовленного взрослого. Не случайно девиз самой Марии гласит: «Помоги мне это сделать самому». Он емко отражает важнейшие моменты данного научного метода — это индивидуальный подход к каждому ребенку как уникальной личности и его максимальная свобода в развитии. Свое воплощение философия методики Монтессори для детей нашла в нескольких пунктах.
Огромную роль в системе ценностей и саморазвития ребенка по методу Монтессори играет и семейный аспект. Семья — продолжение среды, где ключевые принципы системы поддерживаются во взаимоотношениях между малышом и родителями. Что же следует запомнить папам и мамам?
Мы всегда рады помочь, выслушать, поддержать родителей в их отношениях с ребенком.
Ларри Пейдж и Сергей Брин (Lary Page & Sergey Brin), основатели Google
Принц Уильям и Принц Генри (Гарри) (Prince William of the United Kingdom, Prince Henry (Harry) of Wales), члены английской королевской семьи.
Джимми Уэйлс (Jimmy Wales), интернет-предприниматель, основатель Википедии, советник по вопросам публичной политики и открытости при Правительстве Великобритании.
Джордж Клуни (George Clooney), актёр, режиссёр, продюсер и сценарист.
Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez), писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель.
а также многие-многие другие личности, получившие общественное признание своих профессиональных заслуг и достижений в самых различных областях и сферах деятельности.
Фильм о жизни Марии Монтессори