Санкт-Петербург, Загребский бульвар, дом 9,
станция метро Купчино, м Звездная, м Московская,
жилой комплекс «Радуга»
Присоединяйтесь
к нам в соц. сетях
8-800-350-29-27
8-812-679-29-27
Режим работы: 09:00 - 18:00

Монтессори занятия для детей в 1 - 2 года

Монтессори занятия для детей в 1 - 2 года
30.10.2017

В уникальной методике Монтессори отдельное и важное место занимают развивающие занятия и игры для самых маленьких — малышей от 10-12 месяцев до 2 лет. Интересные и разнообразные развивашки отлично помогают в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, развитии логического и творческого мышления. И, конечно — в воспитании в малыше самостоятельности, без чего это направление в педагогике невозможно представить.

Материалы для занятий

Гениальная Мария Монтессори прекрасно понимала, что для таких занятий нет исключительной необходимости в специальных игрушках или выпускаемом «по заказу» дидактическом материале — в их качестве великолепно проявляют себя обычные предметы из повседневного быта. В числе таких материалов:

  • мелкая крупа, зерна, фасоль, макароны и т. д.;
  • пуговицы, шнурки, кнопки, колпачки от бутылочек;
  • коробки, кубики, ящички, баночки, бутылочки, ложки и многое другое.

Главное — найти всем этим предметам «нужное» дидактическое применение. Материал должен быть интересным для ребенка, а задания по-настоящему развивающими, построенными по принципу «от более простого к более сложному». Родители, решившие создать развивающую среду в домашних условиях, могут воспользоваться следующими вариантами заданий.

Развивающие задания для детей

Варианты развивающих заданий

Индивидуально

Учимся управляться ложкой. Малыш осваивает навыки правильного держания ложки и зачерпывания содержимого миски. Развивающее занятие направлено на развитие мелкой моторики, двигательного аппарата, концентрации внимания. Содержимое всякий раз может быть разным, но лучше, если поначалу это будут более крупные сыпучие материалы — фасолины, изделия из текста, бусины и т. д.

Тренируемся с прищепками. Задачка — научиться прицеплять их к краям различных предметов, цеплять на веревочку или шнурок. Хорошее занятие для развития тонкой моторики и внимания. Позднее, когда ребенок получит навыки различения цветов, прищепки снова отлично пригодятся: изделие определенного цвета малыш сможет прицепить на лепесток самостоятельно вырезанной родителем «ромашки» того же цвета. Или просто на одноцветный бумажный листик. Или прицепить этот листик с помощью прищепки на веревку.

Откручивем и закручиваем. И снова — развиваем ловкость пальчиков, внимание, тренируем двигательные навыки. Только начать стоит не с гаек и болтов, а с предметов попроще — например, с пластиковых крышек на ПЭТ бутылках.

«Колдуем» с водой. Развивашек с водой — великое множество. Назовем те, что будут интересны и под силу самым-самым маленьким. Большей частью это всевозможные переливания. Переливаем по-разному:

  • из миски в миску — чашкой, ложкой, пипеткой, шприцем без иглы или губкой из поролона (с отжатием);
  • в кувшинчики, бутылки с узким горлом, в том числе через воронку;
  • заливаем воду в надувной шарик, наблюдаем, какую форму приобретает вода в шарике;
  • переливаем воду из стакана в стакан по принципу: больше — меньше, чем в соседнем стакане;
  • выдавливаем капельку жидкого мыла из пипетки и тренируемся взбивать массу в пенку;
  • вылавливаем из ванночки или миски шарики с помощью ситечка или легкого пластикового половника.

Даже такие занятия учат малыша не только ловкости, координации движений, но и практичности — например, ту же пролитую воду можно аккуратно собрать губкой и отжать назад в миску, навести чистоту и порядок.

Занятия для детей

Тренируемся с застежками. Пока — с самыми простыми: кнопками или липучками, но можно попробовать и шнуровку.

В группах

Групповые занятия начинаются, проводятся и заканчиваются в «живом круге» - малыши могут сидеть на стульчиках или на полу в непринужденной обстановке, общаясь между собой. Классические варианты таких занятий:

Колокольчик. Около каждого малыша педагог ставит по колокольчику. Затем он называет имя одного из детей, и ребенок идет с колокольчиком по кругу, позванивая в него, и далее садится на свое место.

Круг. Педагог рисует круг, на линию которого встают малыши. Далее он начинает движение по кругу, и дети идут вслед за ним стараясь не сойти с линии. Движение можно поменять в противоположную сторону, а задание усложнить наличием в руках у детишек различных предметов (колокольчиков, воды и т. д.).

Тишина. Это и в самом деле «минутка» тишины: малыши сидят в кругу молча, прислушиваясь к самым различным звукам: тиканью часов, звуку самолета, шуму дождя, сигналу автомобиля и т. д.

Передай палочку. В руках педагога — металлофон с ударной палочкой. Он извлекает один или несколько звуков и передает «эстафету» малышам по кругу — каждый из детей создает свою музыку.

Почему так важно развивать мелкую моторику

Едва ли не каждое из перечисленных занятий (особенно индивидуальных) направлено, том числе, и на развитие мелкой моторики. Иными словами — развиваем пальчики и кисть руки в целом. Почему же этот так важно?


Безусловно, ее развитие важно само по себе. Однако ее значение намного больше: отдел нашего головного мозга, отвечающий за эту функцию, тесно связан с другими отделами, в том числе с соседним — отвечающим за развитие речи. Многочисленные исследования и зарубежных, и наших отечественных ученых выявили и доказали эту непростую системную связь.


Говоря более популярным языком, импульсы, поступающие от пальцев наших рук, влияют на речевую область, на моторику речи. Формирование, развитие и той и другой области происходит параллельно — в раннем детстве. Это означает, что чем раньше развитие коснется мелкой моторики, тем эффективнее — конечно, при надлежащих условиях — будет осуществляться и совершенствование речи, артикуляционного аппарата.

Мария Монтессори не «провидела» это — она сама убедилась в этом годами практики задолго до того, как ее справедливые выводы были подтверждены в рамках академической науки. Именно поэтому в развивающих занятиях для самых маленьких столь огромное и вполне заслуженное место уделяется развитию мелкой моторики.

Назад