Санкт-Петербург, Загребский бульвар, дом 9
станция метро Дунайская
жилой комплекс «Радуга»
Присоединяйтесь
к нам в социальных сетях
8-800-350-29-27
8-911-709-83-92
Режим работы: 09:00 - 18:00

Мобиль Мунари. История и современность

Мобиль Мунари. История и современность
03.10.2024

Сейчас все чаще можно увидеть в продаже мобили для новорожденного, изготовленные из бумаги и дерева. 

Очень интересна история появления таких чудесных мобилей в детской спальне.

Александр Колдер - один из самых известных создателей мобилей, в основе которых лежала сама природа.
Идея мобилей появилась у Колдера после посещения мастерской автора «чистой пластической реальности» Пита Мондриана. Мастерская произвела на Колдера неизгладимое впечатление. Яркий свет заливал пять совершенно белых стен, на одной из которых художник располагал прямоугольные листы разноцветной бумаги и, двигая их, добивался нужного изображения. Находясь внутри этого пространства, Колдер представил, как яркие плоскости приходят в движение.


Еще одной причиной, сподвигнувшей Колдера на создание мобилей, стал космос, точнее – посещение планетария. Колдер был поражен зрелищем движения планет вокруг солнца и, главное, как эти планеты резко меняли свое движение на 360 градусов. Ход планет не только завораживал, но и подтверждал правильность его идеи – необходимо заставить скульптуру двигаться в пространстве.
Вот так Колдер однажды расшифровал свои замыслы: «В основе всего, что я делаю, лежит мой интерес к Вселенной».

Живое движение неживого возникало из-под рук Колдера не только благодаря его художественному чутью, но и благодаря знаниям, полученным в техническом вузе. Рассчитать равновесие хрупких элементов разной формы и разного веса, находящихся на разном расстоянии друг от друга, к тому же – постоянно двигающихся относительно друг друга с разной скоростью и, в то же время – вокруг одной общей оси, найти общую точку опоры или центр тяжести было не просто.
Проволочная паутинка тонких стержней, соединяясь маленькими колечками, разветвляется в стороны, готовая в любую секунду, поймав неуловимое движение воздуха, дыхания или каких-то неведомых колебаний, ожить. И вся эта хрупкая конструкция держится на изогнутой стойке, основанием которой являются две точки и тонкая полоска торца пластины.

Постоянной привязанностью Колдера, любившего при всем том абстрактные формы пластин, были белые диски и сферы. Реалии жизни, такие будничные и привычные: кухонные тарелки, солнечные зайчики на белой стене, монетки, пуговки – причудливо переломляясь в сознании художника, удивляли зрителя своим, невиданном ранее, перевоплощением.
Теоретик искусства, Марсель Дюшан, сравнивал все искусство Колдера с деревом, которое трепещет на ветру, как бы отвергая абстрактные формы и возвращая зрителя к живой природе.
Мобили были подвесными, или крепились к стене на кронштейнах, или стояли на вертикальных подставках. Способ крепления не влиял на движение, все элементы скульптуры жили своей жизнью, иногда явной, иногда едва заметной и в эти моменты реальность таяла, заставляя зрителя гадать, то ли сам он слегка шевельнулся, наблюдая Колдеровское волшебство, то ли само пространство пришло в движение относительно неподвижного зрителя.


Именно Марсель Дюшан, автор знаменитого "Велосипедного колеса", созданного еще в 1913 году, подарил Колдеру, и в результате, всему миру, словечко «мобиль» - очень емкое по своему значению. «Мобиль» с французского можно перевести как: изменчивость; подвижность; непостоянство; легкость управления; сила, заставляющая двигаться. Смыслов – много и все они прекрасно подходят к колдеровским произведениям.
Многие учёные находят в мобилях, их неустойчивом равновесии и гармонии наглядные иллюстрации процессов, происходящих в природе.

А теперь взгляните на мобиль Мунари. Как он созвучен работам Колдера. Он сделан из черно-белого картона, дерева и стекла и будто парит в воздухе, находясь в балансе. И он почти никогда не остается неподвижен, приводимый в спокойное, естественное, плавное, почти медитативное движение теплыми потоками воздуха.

Почему мобиль Мунари используется в детской комнате?

Мы можем предложить новорожденному ребенку наблюдать за прелестью и спокойствием жизни мобиля. Когда ребенок просыпается, ему не будет скучно, он не заплачет, а, открыв глазки после сна, сможет увидеть саму прелесть природы, доступную ему для самостоятельного наблюдения.

Это удивительная возможность для исследования ребенком окружающего мира.
Так, появляются первые возможности для развития концентрации внимания, установления нейтронных связей в мозге ребенка.
Стимулируется визуальное чувство ребенка. Не говоря уже о созерцании Красоты, которая доступна каждому. 

Спасибо за. информацию сайту https://bellezza-storia.livejournal.com/382238.html

Назад