Важную тему обсуждали сегодня.
На кругу днем Алена Сивоконь разговаривала с детьми о том, что такое разнообразие, как один человек очень сильно отличается от любого другого
Здорово, что в мире людей есть такое разнообразие. Оно нас обогащает и помогает развиваться, меняться и чувствовать себя индивидуальностью.
Так и мире Монтессори-школ тоже есть разнообразие. Каждое такое место для ребенка уникально, хотя Монтессори-среда скорее всего везде похожа одна на другую. Все же подготовка Монтессори-гида имеет определенный стандарт и мы ему следуем.
Так чем же одна Монтессори-школа может отличаться от другой?
Названием, конечно. Это внешне. Так бы дети ответили, самый очевидный ответ.
Вот, например, название Монтессори-студии Друзья в своем роде уникально. Такого второго места нет. И это важно.
И вообще здорово, когда есть имя, а не номер, к примеру.
Чем еще отличается?
Про людей мы сегодня не будем, это частный вопрос, достойный отдельного обсуждения.
Целью, мотивацией - это внутреннее отличие.
И мы помним, что у нас в работе с детьми всегда есть некое продолжительное и непрерывное время - 4 года, или даже 6 лет, что гораздо существеннее. Это детский возраст от 3 до 7 или от 1 года до 7 лет, и поэтому мы можем подумать о долгосрочных целях.
Интересно то, что эти цели живые и постоянно претерпевают изменения по мере развития Студии и людей, взрослых работающих в ней и, конечно, самих детей.
И эти цели совершенно точно не ограничены освоением материалов Монтессори-среды 1-3 и 3-7.
Они значительно выходят за ее пределы. Потому что здесь человек общается с человеком. И здесь в своем размышлении мы снова можем вернуться к нашей теме - разнообразию.
Монтессори-среда стабильна. А люди - дети и взрослые - они разные и, более того, все время меняются. Представляется, что общение с очень разным и меняющимся миром людей - задача непростая и требует мотивации и наверное даже смелости.
И ведь можно не исследовать разнообразный мир людей и остаться только в рамках стабильной Монтессори-среды. Она понятная, логичная, мы ее любим и ценим. И ее содержание при трудолюбии и целеустремленности можно постичь и освоить весьма успешно и в срок.
В постижении подвижного мира людей эти качества вроде бы уже не так важны, а становятся важны совсем другие.
Но, похоже, это самый возможный путь для ребенка к формированию своей индивидуальности, к развитию смелости в общении с неограниченным разнообразием мира - увидеть и принять его разнообразие. И мы с коллегами к этому так стремимся сейчас.
Поэтому возвращаясь к целям. Представляется, что ставить целью единственно освоение Монтессори-среды для своей возрастной группы - это значит не дать возможность себе и ребенку рядом понять ценность быть собой и не научиться давать право и возможность людям вокруг оставаться тоже самими собой. Совсем этого не хочется.
Познание мира и своей идентичности - цель невероятной сложности и путь ее длиной в жизнь, который может начаться прямо здесь и сейчас рядом с нами. Такая вот скромная наша цель.
Страшно и сложно, но мы можем вместе попробовать. Может быть и наше отличие от вас вам поможет.
С благодарностью ко всем, кто смог дочитать до конца эту путанность, сделать попытку понять важность разнообразия и принял чужую точку зрения без критики.